Психолого-педагогическое сопровождение

Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, создание психологически безопасной и комфортной среды.

Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.

Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

 

Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.

 

Профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

 

Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и создании  психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.

Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:

  • по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;
  • по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);
  • по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах.

 

Диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

С научной точки зрения психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.

Среди существующих методов психологической диагностики подростков и детей можно выделить наиболее часто используемые – на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание.

Психологическая     диагностика позволяет    выявить    индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития.

Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:

  • получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
  • выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;

Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:

  • активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающем психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а так же личностного роста и профессионального совершенствования взрослых участников;
  • участию в разработке, апробации и внедрении комплексных мер по ослаблению снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.

 

Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:

  • консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками;
  • консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
  • консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
  • консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и подростков по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.

 

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития дестей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармонического, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
  • подготовке детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков.

 

Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:

  • повышению психологической культуры населения;
  • формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста, у педагогов, воспитателей, родителей;
  • формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.