Психолог для педагогов

Педагоги Центра могут получить индивидуальную консультацию психолога.

Также в Центре проходят групповые занятия для педагогов в форме семинаров-практикумов.

Особенности воспитательной работы с учащимися подросткового возраста:

Основа подросткового периода – физиологический и социальный переход от детства к взрослости. В отечественной и зарубежной практике по-разному определяют возрастные границы этого периода. Например, в зарубежной психологии данный возраст определяется как этап формирования личности ребенка от 10 до 19 лет. В отечественной психологии подростковый возраст определяется периодом от 10 до 15 лет. В любом случае данный возраст – это кризисный период, который характеризуется следующими моментами:

  • возникает устойчивое стремление к независимости, несмотря на то, что ближайшее окружение (родители, педагоги) относится к подростку как к ребенку;
  • учебная деятельность ребенка отходит на второй план, ведущим становится эмоционально – личностное общение со сверстниками;
  • появляются физиологические и психологические изменения, обеспечивающие процесс взросления.

Особенности физического развития подростков:

  • развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включающим изменения размеров тела и видимые структурно-скелетные изменения. Интенсивный рост достигает своего пика у девочек около 12 лет, а у мальчиков – около 14 лет. Темпы роста отличны у мальчиков и девочек. В период от 11 до 13 лет средняя девочка может стать выше, тяжелее и сильнее обычного мальчика. Усиленный рост и непропорциональность развития заставляет подростков чувствовать себя неловко, дискомфортно. И у мальчиков, и у девочек появляется тревога, озабоченность по поводу происходящих изменений. Они постоянно исследуют физические изменения, сравнивая свои характеристики с характеристиками сверстников.
  • важнейшей характеристикой физического развития является половое созревание. Половые изменения в подростковом возрасте также характеризуются широкими индивидуальными отличиями. Подростки испытывают дискомфортные физические изменения. Подросткам характерны тревожность, эмоциональная напряженность как результат переживаний физических изменений, что влияет на внимание, мотивацию и способность сосредотачиваться на учебной деятельности.

Рекомендации для педагогов:

  • избегание чрезмерного физического и психологического давления на подростков;
  • способствование пониманию и принятию подростками физических изменений;
  • создание условий, позволяющих обучающимся двигаться, избегать долгих периодов монотонии;
  • акцентирование на физическое здоровье, занятие спортом, правильное питание, необходимость соблюдать личную гигиену.

Особенности психосоциального развития:

  • в подростковом возрасте наблюдается повышение активности в социальном взаимодействии. Мальчики стремятся к общению в группах, в то время как девочки предпочитают дружеские контакты с 1 или 2 подругами. Мальчики больше беспокоятся о своем положении в группе, девочки больше тревожатся о характере общения. Педагоги должны учитывать элемент дружбы в учебном процессе. Дружба является одним из условий полноценного развития подростков.
  • подростки переносят свое внимание от взаимоотношений с родителями и учителями на сверстников, которые становятся законодателями главных стандартов в поведении. Группа ровесников начинает выступать главным источником информации об отношениях, ценностях, поведении. Иногда подростки считают, что сохранение близких отношений с родителями и учителями приводит к потере одобрения сверстников. В течение этого периода педагоги должны воспринимать влияние сверстников как естественный аспект социального развития. Сферы интересов подростков, включая наркотики, алкоголь, курение, сексуальную активность, зачастую формируются под влиянием сверстников.
  • подростки все больше стремятся к свободе и независимости от взрослых. В своем стремлении к независимости, подростки критикуют взрослых, занимаются вандализмом, легко могут быть вовлечены в занятия сексом, употребление алкоголя, наркотиков, в противоправные действия.

Рекомендации для педагогов:

  • создание условий для общения со сверстниками в формальных и неформальных ситуациях;
  • обеспечение деятельности, раскрывающей социальные нормы и обычаи различных культур;
  • обеспечение досуговой деятельности, отвечающей требованиям современного подростка.

Особенности познавательного развития:

  • в подростковом возрасте происходит переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций в развитии мышления. В течение стадии конкретных операций подростки накапливают опыт решения проблем на практическом уровне. Эта деятельность включает классификацию, возможность поэтапно осуществлять намерения и обратные действия, освоение основ дискуссии, понимание возможности использования различных подходов к решению проблем. С переходом к стадии формальных операций появляется возможность решать проблемы на теоретическом уровне. Это дает возможность понимать абстрактные понятия, объяснять противоречивые позиции, продуцировать и проверять гипотезы.
  • мышление подростков становится абстрактным, критическим, гипотетическим, рефлексивным. Подростки начинают думать о природе мышления, у них развиваются способности анализировать и синтезировать факты, экспериментировать и применять различные стратегии для решения проблем.
  • подростки приобретают способность делать обоснованный моральный выбор.

Рекомендации для педагогов:

  • способствование развитию умений думать абстрактно и гипотетически; учет индивидуальных отличий поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений;
  • построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных учебных стилей и различных познавательных уровней;
  • предоставление учащимся возможности исследовать свои интересы и способности;
  • формирование и поддержка творческого подхода к осуществлению деятельности.

Для подростков наиболее значимыми являются 7 базовых потребностей:

  1. Потребность быть отличным от других;
  2. Потребность в самоопределении;
  3. Потребность иметь значимую деятельность в школе и за ее пределами;
  4. Потребность в положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми;
  5. Потребность в физической активности;
  6. Потребность в компетентности и успешности;
  7. Потребность в развитии и стабильности.

Если данные потребности не могут быть удовлетворены, то можно ожидать активизации защитных механизмов и трансформации нормативного (социально одобряемого) поведения в отклоняющееся (девиантное). Нарушения поведения могут формироваться на основе искажения вполне нормальных специфических реакций подростков. Так искажение реакции эмансипации могут привести к развитию чрезмерного стремления поступать только в соответствии с собственным мнением

Девиантное (отклоняющееся) поведение у подростков может включать разнообразные антидисциплинарные, антисоциальные, делинквентные (аморальные действия, не доходящие до уровня нарушений законодательства), противоправные и аутоагрессивные (направленные на себя) действия.