Информационная грамотность и безопасность детей

В век информационных технологий все большее значение имеет особая – информационная подготовка людей к жизни в информационном обществе, так как успешность современного человека напрямую зависит от его умения ориентироваться в информационном потоке. В  настоящее  время  в  общем  образовании  особую  актуальность  приобретает  проблема формирования надпредметных универсальных знаний и умений учащихся. К таким знаниям и умениям относится умение работать с различными источниками информации, включая информацию СМИ. Информация, которую предоставляют человеку современные  масс-медиа,  требует  обязательного  критического  анализа  и  оценки.  Особенное  внимание  в  информационной  подготовке  необходимо  уделить  детям, с их еще не устоявшейся психикой. Отмечено, что  информированность детей резко возросла. Если раньше основным источником получения и формации о мире, человеке, обществе, природе была школа, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Увеличение объема информации, воспринимаемой детьми, может обернуться негативной стороной. Полученная информация часто бессистемна и представляет угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию, вызывая информационный шок.

Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию, в каком бы виде она ни была представлена.

Информационная безопасность детей – состояние, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда физическому, психическому, социальному, духовному и нравственному здоровью и развитию детей.

Всемирная сеть Интернет создавалась усилиями многих людей. В ней можно найти информацию, практически, по любой тематике. И при умелом использовании Интернет может стать ценным источником информации для детей. С помощью Интернета ребенок может путешествовать по миру и узнавать много интересного о разных странах, культурах, людях, о науке, истории, искусстве и т. п. Умение пользоваться Интернетом является необходимым условием для написания качественных работ в школах, колледжах и лицеях. Родители и педагоги должны принимать активное участие в формировании информационной культуры ребенка и контролировать ее уровень. В самом начале освоения компьютера родители должны быть примером для ребенка. Они должны помочь ему создать личную компьютерную среду и научить ориентироваться в сетевых информационных ресурсах. На первых этапах можно показывать ребенку семейные фотографии, играть с ним в развивающие игры. Если дети начинают выходить в Интернет, родителям нужно садиться рядом с ними и следить за тем, чтобы они посещали только те сайты, которые выбрали взрослые. В подростковом возрасте ребенок должен уже сам научиться фильтровать информацию, обеспечивать свою безопасность. Но взрослым важно помнить, что даже самые искушенные дети не видят опасностей Интернета и не осознают рисков его использования. Существует множество программ, позволяющих ограничить время работы за компьютером, отфильтровать содержимое Интернета. Они называются программами родительского контроля и дают возможность контролировать использование компьютера ребенком.

Как было сказано ранее, у детей не сформирована критика мышления, т.е. они еще не способны адекватно воспринимать информацию извне. Задача взрослых заключается в формировании синтеза и анализа получаемой ребенком информации, а также развитии навыков информационной безопасности.

Навыки безопасности:

  • Ребенок имеет представление о существовании возрастных ограничений на информацию.
  • Ребенок умеет безопасно использовать Интернет и знает, как защитить информацию и конфиденциальность в виртуальном пространстве.
  • Ребенок имеет представление о нормах общения и правильного поведения в Интернете и соблюдает их.
  • Ребенок знает юридические права и обязанности медиа пользователей.
  • Ребенок использует медиа разнообразными способами, соблюдая правила и законы Интернета.

Навыки критического анализа:

  • Ребенок понимает разницу между фактом и вымыслом, рекламой и другими видами информации.
  • Ребенок знаком с различными жанрами и нормативными приемами и знает, что содержание информации зависит от выбора авторов и может иметь различные трактовки.
  • Ребенок может анализировать, оценивать и контролировать информацию.
  • Ребенок подвергает сомнению сообщения СМИ и понимает, как работают стереотипы.
  • Ребенку известно о коммерческих, политических и идеологических целях медиа.
  • Ребенок может определить цель и целевую аудиторию источников, оценить степень надежности, точности, значения, нейтральности и открытости предоставленной информации.