Конструктивное взаимодействие проявляется в согласованности целей и соответствии средств, способствующих продуктивному решению социально и личностно значимых задач, стимулирующих развитие личности и группы.
Деструктивное взаимодействие в коллективе формируется по причине частых конфликтных ситуаций. Конфликтные ситуации возникают из-за сложности принятия чужого мнения.
В зависимости от особенностей конфликтующих сторон можно выделить две модели поведения:
- Реактивное поведение (реакция на чужое мнение по принципу: «сам дурак!»; защищаемся)
- Проактивное поведение (осознанное, взвешенное поведение в конфликте)
Принципы достижения конструктивного взаимодействия
Принцип самоценности личности ориентирует на признание уникальности и неповторимости каждого субъекта взаимодействия и необходимости понимания и учета этого в профессиональной подготовке.
Принцип толерантности предполагает терпимость к различным мнениям, непредубежденность в оценке людей и событий, позитивность общего фона отношений.
Принцип интерактивной конгруэнтности отражает взаимную заинтересованность и активность контактирующих сторон в согласовании целей и смыслов совместных действий: в координации средств и способов достижения взаимопонимания.
Принцип открытости или честной игры позволяет регулировать значимую сторону взаимоотношений и опирается на положения поведения олимпийца: «не стремиться к победе любой ценой: вести себя благородно, по-рыцарски; главное − не победа над соперником, а дух борьбы, победа над самим собой».
Принцип коллегиальности отражает соруководство, направленность на принятие решений и осуществление деятельности группой лиц в сотрудничестве, партнерстве, сотовариществе, а не единолично.
Принцип корпоративности дополняет принцип «самоценности личности» и отражает признаки не только уникальности каждого члена группы, но и неповторимости любого сообщества, развивающегося по законам человеческой этики, объединяющего своих членов единством целевых установок и форм поведения, влияющего на восстановление индивидуальности в группе.
Принцип продуктивности отражает соответствие взаимодействия целям развития группы и конкретной личности.
Поведенческие техники для достижения конструктивного взаимодействия
В диалоге с оппонентом важны три компонента: эмоции, мимика, текст сказанного. Важна конгруэнтность, т.е. соответствие всех элементов друг другу (например, улыбаясь, говорим о том, что нам грустно).
Взгляд: сверху вниз (доминирование над собеседником), снизу вверх (позиция пресмыкания), в глаза (для конструктивного взаимодействия).
Вопросы: задаем вопросы (побуждаем на общение), поддерживаем открытыми вопросами. Учимся слушать собеседника.
Критика: критику необходимо брать (Спасибо, я подумаю. Да? А что нужно сделать?).
Используем безобидную критику: Комплимент-Критика-Комплимент; Критикуем себя первым; Критикуем через МЫ (у НАС не получилось)
Реакция на критику: уточнение деталей; согласие с тем, с чем можно согласиться; сохранение своей позиции
Важно!:
- глаза на одном уровне
- утвердительная форма высказываний
- держим паузы, давая партнеру время на обдумывание
- обозначаем чувства партнера
- резюмирование
- выяснение
- перефразирование