Каждый думает, что уж его умный и рассудительный ребенок под колесами автомобиля не окажется. Но избежать дорожно-транспортного происшествия ребенку порой совсем непросто.
Внимание
В силу своих возрастных психологических особенностей дети не всегда могут правильно оценить мгновенно меняющуюся обстановку на дороге. Внимание еще плохо распределяется: дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохраняется «туннельное зрение», особенно у маленьких. У ребенка дошкольного возраста сужено поле зрения. Поэтому он не может даже приблизительно определить расстояние до приближающегося автомобиля. А понять, с какой скоростью он движется, способен не каждый школьник. Дети начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней. В результате – мозг ребенка не успевает «оценить» ситуацию и дать правильную команду к действию. Чем труднее ситуация для ребенка, и чем большую сообразительность и скорость в принятии решения ему надо проявить, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка. И, таким образом, развивается замкнутый круг: чем опаснее ситуация, тем ребенок медленнее принимает решение. Даже если ребенок смотрит на автомобиль, это вовсе не значит, что он его видит. Увлеченный собственными мыслями, переживаниями, часто он не замечает транспортное средство.
В 6 лет ребенок зачастую еще не способен точно определить, источник звука. В рассеянном состоянии дети часто не обращают внимания на звуки. Ребенок может не услышать звука приближающеюся автомобиля или другого сигнала не потому, что он не умеет их различать, а из-за отсутствия у него постоянного внимания. Внимание детей избирательно и концентрируется не на предметах, представляющих опасность, а на тех, которые в данный момент интересуют его больше всего.
У детей короче шаг и меньше сектор обзора на 15-20%, к тому же замедленная реакция на опасность (3-4 секунды вместо 0,8-1 у взрослых).
Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличие по цвету и звуку от окружающей обстановки, тем быстрее дети представляют его движение, а значит, реагируют по-разному. При приближении большого грузовика, даже если он движется с небольшой скоростью, ребенок реже рискует пересекать проезжую часть, однако недооценивает опасность небольшой, легковой машины, приближающейся с большой скоростью.
Рост ребенка – серьезное препятствие для обзора окружающей обстановки. Уровень глаз в возрасте 3-х лет находится на высоте около 90 см., в возрасте 6 лет – около 110 см., но из-за стоящих транспортных средств ребенку не видно, что делается на дороге, в то же время он сам не виден из-за машин водителям. Надежная ориентация приобретается не ранее, чем в 7-ми летнем возрасте.
В переходном возрасте возникают другие трудности: подростку свойственно пренебрежение опасностью. Он уверен, что с ним не произойдет то, что случается с другими. И, не глядя по сторонам, бесстрашно выходит на дорогу. Часто в ожидании возможности перейти через дорогу дети проявляют нетерпение. Время их терпеливого ожидания зависит от разных факторов: характера, физического состояния, цели и срочности передвижения, адаптации поведения к условиям движения.
Ребенок ориентируется преимущественно на общую обстановку и в меньшей мере руководствуется правилами. Детям, как и взрослым, свойственна коллективная ориентация.
На поведение детей на дороге влияет даже различие темпераментов. Это отчетливо проявляется в стиле перехода дороги. У ребенка-холерика мы можем наблюдать «нетерпимость» при продолжительной задержке во время перехода дороги, у него возникает состояние эмоционального дискомфорта, поскольку такая задержка явно противоречит его психофизической сути. Он начинает лавировать между машинами или перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Ребенок с меланхолическим типом темперамента, теряющийся в сложных ситуациях, начинает переход в режиме психического напряжения. Какой бы тип темперамента не доминировал у ребенка, нужно, чтобы он при подходе к проезжей части умел настроиться на переход. А для этого необходимо исключить спешку и суету.
Знание правил дорожного движения, обеспечивает человеку лишь около 10% необходимой безопасности. Остальное достигается при помощи умения прогнозировать (предвидеть опасность на дороге и действовать по обстановке).
Время года
Для безопасности дорожного движения имеет значение и одежда ребенка. Капюшон, зимняя шапка, туго затянутые шарфы сковывают и ограничивают движение, ухудшают слух, затрудняют поворот головы. Об этом надо помнить, кутая ребенка, и напомнить ему, что при переходе проезжей части нужно неоднократно оценивать обстановку. Кроме того, рекомендуется приобретать детям одежду и аксессуары со светоотражающими элементами, которые сделают ребенка заметным в вечернее, ночное время и в условиях недостаточной видимости. Летнее время тоже имеет свои особенности. Во-первых, значительно возрастает количество автотранспорта, потому что на дороги выезжают те водители, которые зимой не пользовались машиной, и навыки вождения у них, естественно, ослабли. На дороге появляются мотоциклы, ребенку нужно показать, как неожиданно эти транспортные средства появляются из-за автобусов, машин, создавая угрозу для пешеходов.
Наглядный пример
Обучая ребенка правилам дорожного движения, покажите ему нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей. Культивируйте в ребенке инстинкт самосохранения. Покажите ему нарушителей пешеходов. Никогда не нарушайте ПДД сами. С точки зрения ребенка родители – образец поведения, а все, что делают мама и папа – отлично. Для детей родители – это только объект любви и подражания. Если ничего не случилось, когда переходил через дорогу с папой или мамой – значит, ничего никогда не случится. Нарушая правила, родители закладывают основу будущей трагедии. Личный пример соблюдения ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма.
В процессе обучения детей правилам дорожного движения, основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т. д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.