Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье обучающихся, создание психологически безопасной и комфортной среды.
Психологическое сопровождение традиционно охватывает всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей и педагогов.
Целью психологического сопровождения является создание социально-психологических условий для развития личности обучающихся и их успешного обучения.
В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- психологическое обеспечение образовательных программ;
- развитие психолого-педагогической компетенции (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Приоритетные направления психолого-педагогического сопровождения:
- профилактика;
- диагностика (индивидуальная и групповая);
- консультирование (индивидуальное и групповое);
- развивающая работа (индивидуальная и групповая);
- коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
- психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей.
Профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика – деятельность по предупреждению возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и создании психологических условий, максимально благоприятных для этого развития.
Под психологической профилактикой понимается целенаправленная систематическая совместная работа специалистов, педагогов и родителей:
- по предупреждению возможных социально-психологических проблем у детей;
- по выявлению детей группы риска (по различным основаниям);
- по созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в педагогическом и детском коллективах.
Диагностика
Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
С научной точки зрения психологическая диагностика детей – это одна из областей психологии, применяющая различные методы тестирования и измерения особенностей личности для выявления и диагностирования истинного психологического состояния человека с интеграцией и анализом результатов.
Среди существующих методов психологической диагностики подростков и детей можно выделить наиболее часто используемые – на основе косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные. Все эти методы имеют одну конечную цель – понять, на какие аспекты психологического состояния респондента следует обратить внимание.
Психологическая диагностика позволяет выявить индивидуально-психологические особенности ребенка, а также оценить уровень его личностного и интеллектуального развития.
Психологическая диагностика предусматривает деятельность по:
- получению своевременной информации об индивидуально-психологических особенностей детей и подростков, динамике процесса развития, необходимой для оказания психологической помощи детям, их родителям, педагогам;
- выявлению возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся для обеспечения наиболее полного личностного и профессионального самоопределения;
Развивающая и психокоррекционная работа предусматривает деятельность по:
- активному взаимодействию психолога с детьми и взрослыми, обеспечивающем психическое развитие и становление личности детей и подростков, реализации возрастных и индивидуальных возможностей развития несовершеннолетних, а так же личностного роста и профессионального совершенствования взрослых участников;
- участию в разработке, апробации и внедрении комплексных мер по ослаблению снижению или устранению отклонений в физическом, психическом, нравственном развитии несовершеннолетних.
Психологическое консультирование предусматривает деятельность по:
- консультированию детей и молодежи по широкому кругу вопросов, связанных с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, взаимоотношениями с взрослыми и сверстниками;
- консультированию администрации образовательного учреждения по вопросам управления педагогическим коллективом, администрации и педагогов, по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
- консультированию родителей (законных представителей) и членов семей несовершеннолетних по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий;
- консультированию представителей других служб и государственных органов, обращающихся в образовательное учреждение с вопросами, связанными с развитием детей и подростков по проблемам возрастных и индивидуальных особенностей психического, личностного развития детей и молодежи, социализации и социальной адаптации несовершеннолетних.
Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:
- контроль за соблюдением психогигиенических условий обучения и развития дестей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением гармонического, психического развития и формирования личности несовершеннолетних на каждом возрастном этапе;
- подготовке детей и подростков к осознанию тех сфер жизни, в которых они хотели бы реализовать свои способности и знания;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей и подростков.
Психологическое просвещение предусматривает деятельность по:
- повышению психологической культуры населения;
- формированию потребности в психологических знаниях и их практическому применению, желания использовать психологические знания в работе с ребенком или в интересах собственного, личностного и профессионального роста, у педагогов, воспитателей, родителей;
- формированию у субъектов психологической помощи потребности в самопознании, саморазвитии и самосовершенствовании.