Проблемы дистанционного обучения
Процесс дистанционного обучения бьёт по всем. Учителям сложно оставаться в контакте с учениками, удерживать внимание, контролировать дисциплину, нужно осваивать новые приложения и программы. Для семьи дистанционное обучение — тоже большое испытание: родителям непривычно брать на себя функции школы даже отчасти. Детям же нужно осваивать программу, самостоятельно организовывать своё время, не забывать общаться со сверстниками — и всё это онлайн.
Тяжело удержать внимание
Проводя уроки в школе, учителя часто используют невербальные приёмы, чтобы удерживать внимание учеников. Могут встать, походить по классу, показать на предметах расстояние или высоту. Дистанционно это сделать сложнее. А дети в принципе не могут быть полностью сконцентрированными все 45 минут урока подряд.
Что делать?
► Сделайте уроки более мультимедийными. Добавляйте иллюстрации, инфографику, короткие видеоматериалы, обучающие квесты и дидактические онлайн-игры. Чередуйте работу с монитором и выполнение заданий на бумаге.
Проводя видеоурок, просите учеников включать видео, чтобы усилить контакт и понять, какой отклик вызывает ваша речь. Помогите детям научиться работать на выбранной платформе, посвятите этому специальное время или отправьте видеоинструкции.
► Сделайте так, чтобы внимание ничего не отвлекало. Хорошо, если вы будете вести вебинар на белом, однотонном или размытом фоне, чтобы дети не разглядывали детали за вашей спиной.
Комментируйте действия, чтобы было понятно, что вы в данный момент делаете: «Сейчас я переключаю слайды, решаю проблемы со звуком, включаю демонстрацию экрана». Таким образом вы удерживаете внимание слушателей.
► В начале урока уделяйте время анонсу того, что будет происходить. Какая тема урока и активности предполагаются? Каких целей вы хотите достичь?
Уделите особое внимание обратной связи. Подводите промежуточные итоги по результатам конкретного задания, обсуждайте достижения всей группы или подчеркивайте успехи конкретного ребёнка. В конце резюмируйте, чего удалось достичь из того, что планировали.
Не хватает эмоционального контакта
При работе онлайн учителю приходится больше работать с интонацией, жестами, чтобы привлечь внимание учеников, четко артикулировать и проговаривать слова, чтобы компенсировать помехи связи. Это требует много энергии и сил.
Что делать?
► Не бойтесь казаться смешным или нелепым. Дети любят дурачиться, поддержите их в этом, отвлекитесь от темы на минуту. Это разрядит обстановку и наладит контакт.
Особое внимание обращайте на учеников, незаинтересованных в учёбе, гиперактивных. Обращайтесь к ним по имени в начале выполнения задания: спрашивайте, всё ли им понятно. Это важно, чтобы помочь им организоваться и включиться в деятельность.
Самоорганизация
Детям сложно распределять время и следить за расписанием и дедлайнами. Им требуется помощь со стороны взрослых, учителей и родителей.
Что делать?
► Научить детей составлять список дел на каждый день. При этом важно разделять их по приоритетности. Вычеркивание поможет осознать, как много важных задач удалось выполнить.
Самому составлять расписание на день и на неделю. Например единое электронное расписание класса, где собраны ссылки на Zoom-конференции и уведомления о начале уроков.
Попросить детей убрать с рабочего места всё лишнее: особенно мобильный телефон. Даже для взрослых возможность проверить соцсети и мессенджеры — большой соблазн.
► Ставить регулярные будильники, которые будут выполнять роль «звонка»: они помогут не пропустить начало урока и его окончание.
► Важно не забывать оставлять в собственном расписании время на прогулки и любимые интересные дела.
► Предложить детям использовать специальные приложения на телефоне и компьютере, чтобы они сами могли контролировать время, проведённое за компьютером, игрой или просмотром социальных сетей.
Техническая часть
Проведение уроков онлайн кажется очень непростой задачей, особенно в начале пути. Ресурсы не выдерживают нагрузки, Zoom и Microsoft Teams поддаются не с первого раза, а ученики порой не могут выйти в сеть из-за отсутствия гаджета.
Что делать?
► Важный первый шаг учителя — выбрать наиболее удобную платформу для обучения и протестировать её на родительском собрании, а затем проинструктировать детей.
Проведите пробное занятие с детьми в Zoom или Microsoft Teams, протестируйте все возможности платформы: видео, презентации, опрос, разделение по залам. Соберите обратную связь от учеников и родителей о разных вариантах проведения уроков онлайн.
Плюсы дистанционного обучения
Экономия времени
Хорошо, когда до школы пять минут пешком. Но не всем так везёт. Очень часто школьники тратят на дорогу от 15 до 45 минут, а то и больше. Дистанционное обучение даёт возможность потратить это время на сон и компенсировать накопившуюся усталость. Особенно актуально, когда уроки в школе начинаются рано.
Комфортная среда дома
Когда детей окружают привычные им вещи, всё знакомо, им проще сконцентрироваться. Удобное место для учёбы, комфортная температура воздуха, возможность встать во время урока и работать стоя — всё это позволяет полностью погрузиться в учебный процесс. Если не реагировать на сообщения в чате, которые не относятся к теме урока, то не будут отвлекать разговоры одноклассников, как это может быть в классе.
Эмоциональный фон
Часто дети стесняются отвечать перед одноклассниками. Уроки в школе в большом коллективе вызывают у некоторых детей стресс и панику. Дома перед экраном компьютера ребёнок чувствует себя спокойнее, создается впечатление, что он находится один на один с учителем.
Запись уроков
Это позволяет медлительным и отстающим детям посмотреть занятие ещё раз и разобраться в том, чего не понял. Да и отличники не всегда с первого раза схватывают материал.