Как помочь проявиться талантам

О талантах

Талант – высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих видах деятельности.

Способности – это индивидуально-психологические особенности, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, не сводимые к знаниям, умениям и навыкам личности, но объясняющие быстроту и легкость их приобретения.

Каждый человек рождается чистым листом, в течение жизни мы заполняем этот лист. Талант это преимущество, предназначение человека, его потенциал. Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий. Потенциал в философии трактуется как источник, возможность, средство, запас, что может быть использовано в действии для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели. Такой потенциал легко потерять (потратить).

Для того чтобы не растерять наш потенциал необходимо грамотно распределять свои силы, постоянно работать над собой. Лень, также враг любого таланта.

3 критерия формирования таланта:

  1. Наличие талантов и способностей – определение способностей.
  2. Личностные особенности – воспитание, любознательность, оригинальность, гибкость мышления и пр..
  3. Мотивация – наличие внутренней мотивации, направленной на успех.

Самый трудный критерий – мотивация. Часто складывается так, что ребенок не хочет заниматься творческой деятельностью (танцы, театр, пение и пр.). Такое поведение вызвано отсутствием мотивации. Проще говоря, им навязывают чужие цели, задачи и мотивы (зачастую это нереализованные родительские потребности).  Чужие цели, задачи и мотивы могут быть определены не только родителями, но  и друзьями, кумирами (например, «хочу стать певицей»).

Этапы формирования способностей у детей

Способность к определенной деятельности можно соотнести с возрастными периодами развития ребенка:

1-2 года – возраст, когда начинают проявляться творческие способности и наклонности малыша. Одни дети любят танцевать и слушать музыку, другие – пытаются рисовать, а третьи – большую часть времени проводят в подвижных играх. Родителям стоит присмотреться к интересам ребенка и понять, чем ему нравится заниматься больше всего.

3-4 года – это оптимальный возраст для регулярных занятий с малышом. В этот период дети наиболее восприимчивы к новым знаниям и с удовольствием занимаются разными видами творчества. В этом возрасте для всестороннего развития ребенка большое значение имеют такие виды деятельности, как рисование, лепка, музыка, конструирование.

5-6 лет – время перехода к более сложным задачам. Малыш начинает готовиться к важному событию своей жизни: поступлению в первый класс. Поскольку интересы и способности детей формируются в процессе какой-либо деятельности, ребенку рекомендуется посещение кружков и секций по интересам. Не пресекайте инициативность ребенка, даже если его увлечение временно. Задача взрослых – не подавлять, а всячески развивать и направлять творческую активность ребенка.

7-8 лет – это период, когда ребенок начинает серьезно заниматься каким-то одним видом деятельности. Например, играет в театральном кружке, посещает музыкальную или художественную студию, выбирает «свой» вид спорта.

9-14 лет – наиболее важный период с точки зрения психического развития ребенка. В подростковом возрасте у детей формируются глубокие, устойчивые интересы, развивается самостоятельное творческое мышление. В этот период родителям стоит активно прививать ребенку практические навыки дисциплины и учить ответственно относиться к выбранному занятию.

Рекомендации по развитию способностей у ребенка:

  1. Поощряйте увлечения и интересы детей в самых разных областях. Если ребенок любит музыку, легко попадает в ритм мелодии или сочиняет свои собственные песни, отведите его в музыкальную студию. Если книгам и другому «умному» времяпровождению он предпочитает активные игры, займитесь с ним спортом и так далее.
  2. Не стоит навязывать свою точку зрения ребенку. Нередко родители забывают об этой прописной истине, пытаясь через детей претворять в жизнь нереализованные мечты и амбиции. Чтобы этого не происходило, взрослым придется учитывать интересы и желания ребенка, а не свои собственные.
  3. Предоставьте ребенку возможность заниматься тем, что ему интересно. Для этого постарайтесь обеспечить его всем необходимым (например, карандашами и красками, если он рисует, или спортивной одеждой, обувью и инвентарем, если он занимается спортом).
  4. Не стоит критиковать детей, если их опыт оказался не таким удачными, как вы ожидали. Хвалите и поощряйте ребенка за его усилия сделать что-то, а не только за его природный талант или удачу.
  5. Не сомневайтесь в ребенке и не сравнивайте его с другими детьми, даже если они объективно делают что-то лучше, иначе ваш малыш может потерять интерес к занятию.
  6. Следите за тем, чтобы ребенок регулярно посещал занятия. Проявляйте интерес к его увлечениям, ищите разные способы мотивировать ребенка к занятию своим хобби – например, почитайте ему биографии известных людей, достигших успеха в той же сфере, или расскажите о собственном положительном опыте.