Методические рекомендации для педагогов по ускорению процесса адаптации обучающихся

Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям жизнедеятельности, новой социальной ситуации.

Процесс адаптации обучающегося на новом месте включает несколько психологических разновидностей:

· организационная адаптация – изучение учебного заведения и организационной среды в нем, требований и правил

· деятельностная адаптация – определение ответственности, прав и действий на своем месте обучающегося, обязанностей, требований к качеству учебной деятельности

· социально-психологическая адаптация – привыкание к обучающимся своей группы, налаживание деловых и личных доброжелательных отношений с ними, завоевание призвания, и таким образом происходит самоутверждение в группе. Важным аспектом этого вида адаптации является налаживание отношений с преподавателями.

· бытовая адаптация – привыкание к рабочему режиму жизни, повышенным психологическим и умственным нагрузкам.

Полноценная психологическая адаптация включает три этапа:

1) ознакомление с новым местом учебы, правами и обязанностями и начало учебы;

2) углубленное освоение правил и норм учебного заведения и качественная учеба

3) осознанное и творческое усовершенствование учебы

Первый этап обычно длится от7 до 15 дней, второй – от 6 до 12 месяцев и третий этап – после одного года учебы до 2 лет. Эти сроки индивидуальны, могут сокращаться и увеличиваться, второй этап может и не совершиться, а третий не начаться.

Выделяют три уровня адаптированности:

v Высокий – положительное отношение обучающегося к учебе, адекватная реакция на требования, предъявляемые преподавателями, глубокое и полное усвоение материала, прилежность, внимательность, выполнение поручений без внешнего контроля, благоприятный социальный статус в коллективе.

v Средний – в целом положительное отношение ребенка к образовательному учреждению (посещение не вызывает отрицательных эмоций), понимание и усвоение учебного материала при подробном наглядном изложении, проявление сосредоточенности и внимательности при внешнем контроле, вполне благополучный социальный статус.

v Низкий – отличается отрицательным отношением к учебе, преобладание отрицательного настроения, жалобы на нездоровье, нарушение дисциплины, отсутствие способности

самостоятельно работать, необходимость постоянного внешнего контроля, нежелание выполнять общественные поручения, отсутствие друзей в группе – дезадаптация.

В случае незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят о дезадаптации – реакции на неумение решать задачи, поставленные самой жизнью. Ее виды:

1. интеллектуальная – нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в учебе от сверстников.

2. поведенческая – несоответствие поведения ребенка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).

3. коммуникативная – затруднение в общении со сверстниками и взрослыми.

4. соматическая – отклонения в здоровье ребенка.

5. эмоциональная – эмоциональные трудности, тревожность, переживания по поводу проблем в училище.

Поэтому целью педагогического коллектива в адаптационный период является создание психологически комфортных условий для обучающихся, буквально с первых минут дети должны почувствовать себя нужными, свободными, счастливыми. Особое внимание нужно уделить формированию и сплочению коллектива группы.